понедельник, 13 января 2014 г.



9-11 января. Мадурай.

Говорят, что Ченнай (бывший Мадрас) – это сердце земли тамильской, а Мадурай – ее душа. Насчет Ченная пока нельзя ничего сказать, но со второй частью утверждения не поспоришь: Мадурай – это первый большой город в Индии, который нам понравился. Биллиполисы и мегаполисы Индии, посещенные нами во время этого и прошлого путешествий, оставляли несколько тягостное впечатление. Крысиные бега в чистом виде, все куда-то торопятся; турист представляет собой кошелек с ногами, до которого дела нет никому, кроме живущих обдиранием глупцов-путешественников. Кстати интересно, возникла ли новая варна (субкаста) туристических разводил? Или все многочисленные современные предлагатели услуг и покупок происходят из тех же торговых варн, что и их предки, впаривавшие по завышенной цене специи и бронзовые статуэтки Ганеши еще морякам Васко Да Гама.



В Мадурае же все немного иначе. Конечно, рикша сначала привезет тебя с автобусной остановки в отель, где имеет комиссию за каждого клиента, что напрямую отразится на цене номера. Конечно же, возле центрального храма улыбчивый человек предложит подняться на крышу соседнего дома за просто так с целью беспрепятственно насладиться видом гопурамов (циклопических башен этого без преувеличения величественного сооружения), но потом окажется портным в надцатом поколении, или братом портного, или другом брата парня, у которого брат вместе в армии служил с портным, и который предложит сшить тебе рубашку прямо здесь и сейчас, или продавцом серебра по атомным (Коломийченко, твой фирменный эпитет тут очень кстати!) ценам, или потомственным резчиком по сандаловому дереву, тоже в надцатом поколении, и тогда не сулящие никаких подвохов лазанье по чердакам, поход в ресторан или простая поездка на рикше выливаются в принудительный шопинг-тур или фестиваль обдиралова. Однако все стандартные разводки не работают с человеком (миллисекунда самопиара!), который исправно делал перед путешествием домашние задания и который руководствуется банальным здравым смыслом, и заканчиваются улыбкой и обоюдными пожеланиями счастливого пути и счастливой охоты.   

Мадурай – это действительно невероятно душевное место. Если ты заблудился, то первый встречный обстоятельно тебе все объяснит и даже проводит до места, где ты уже сможешь сориентироваться. Торговец в сувенирном магазине побеседует с тобой со знанием дела о перспективах падения режима ВФЯ и вступления Украины куда бы то ни было. Официант в понравившемся загодя ресторане, где тáли (типичная местная обеденная еда, состоящая из кучи вкуснейшего риса на банановом листе и мириада плошечек с соусами и подливками, разнообразных хрустелок и лепешек-чапати) подают после 12, узнав, что тебе в полдень уже надо быть на борту автобуса, направляющегося в другой город, предлагает открыть кухню пораньше на часок, чтобы ты успел перехватить перед поездкой. 

Тали, до добавления риса




 Люди в оливковой форме с оружием, погонами и усами возле храмового кордона (я еще не упоминал, что в посещаемых паломниками и просто большим количеством людей везде стоят оборудованные рамками металлоискателей блокпосты с вооруженными АК, Галилами и ТТ полицейскими? В делийском метро так вообще возле турникетов пулеметные гнезда стоят для борьбы  с безбилетниками. На автовокзалах небольших городков, впрочем, встречаются стражи порядка с двустволками) расскажут, где оставить на время посещения святыни обувь, что с собой можно проносить, а что нельзя, и на какое правило посещения можно немного прикрыть глаза, если турист не наглеет и не лезет фотографировать браминов во время исполнения служебных обязанностей во внутреннем храме. Душевно, в общем.




Кстати, о внутренних и внешних храмах. Центральный храм Мадурая, Шри Менакши, раскинувшийся на пять с лишним квадратных километров, тоже не стал исключением: во внутренний храм неиндуисту хода нет. Как показало посещение других, менее популярных у паломников храмов, эта мера обусловлена не возможным осквернением святыни присутствием язычника, а заботой о том, чтобы праздные туристы не мешали верующим духовно окормляться. 



Очередь к рамке металлоискателя перед входом в храм


В общем, над главным входом во внутреннее святилище висит здоровенный баннер про нон-хинду блабла ноу гоу. Окей, идем дальше, и через 10 минут находим какую-то дверь безо всяких надписей про ноу гоу. Это, оказывается, очередной вход во внутренний храм, где мы и пошатались по незнанию, пока какие-то бабки (полный аналог наших церковных завсегдатайш глубоко постлимактерического возраста с их «нельзя тут стоять, не так крестишься, платок не по форме надела») не начали сильно вопить и махать руками. Ну нет так нет, выйдем.



 А на выходе нас ждет храмовый слон. Вдумайтесь только, какое крутое словосочетание: «Храмовый Слон»! Так и в храмы начнешь ходить, если там будут свои слоны. Работает ХС машиной по продаже благословений в розницу: кладешь ему в хобот (внутри мокро, нос же) монету или купюру, а слон тебя благословляет, дотронувшись хоботом до твоей головы. Если перед ним выстраивается целая семья, то благословение получают все по очереди. Из моего рассказа может сложиться впечатление, что у ХС в хоботе кассовый аппарат, но нет: рядом стоит ведро, куда складируется выручка. Однако благослон принимает не только дензнаки: можно купить на лотке рядом угощение, и оно уже отправляется прямиком внутрь животного, минуя ведро для пожертвований.

Вот он, барабанный барабан!


"Мама, это золото?"


С другого ракурса и неясно было, какие ноги протянула собаченька





Комментариев нет:

Отправить комментарий